17 января 2025 года самолет Boeing 737 MAX 8-200 компании Ryanair не смог приземлиться в Вильнюсе из-за сбоя системы GPS. Пилотам пришлось срочно подняться и приземлиться в Варшаве, преодолев дополнительные 400 километров.
Этот случай — не единственный. За последние три месяца литовские авиадиспетчеры зафиксировали более 800 сбоев GPS. 25 декабря 2024 года рейс 8243 Azerbaijan Airlines столкнулся с аналогичной проблемой и попал в авиакатастрофу при посадке в Актау, где погибли 35 пассажиров и три члена экипажа.
GPS необходим не только авиации, но и для электросетей, промышленных систем, связи и банковских операций. Злоумышленники могут глушить или подменять GPS-сигналы, что называется спуфингом. В зонах военных конфликтов такие атаки становятся все более распространенными.
GPS работает на основе сигналов от спутников, которые передают информацию о своем положении на орбите и времени отправки. Если этот сигнал искажен, приемник может определить местоположение неправильно.
В настоящее время ученые работают над новыми технологиями навигации, которые не зависят от GPS. Одно из решений — создание автономных навигационных систем с собственными атомными часами, которые будут работать с высокой точностью даже без спутников.
Квантовые часы и оптические системы навигации обещают значительно повысить точность и надежность измерений. Специалисты считают, что в ближайшем будущем такие технологии могут быть внедрены на кораблях, самолетах и даже в смартфонах.
© KiberSec.ru – 02.04.2025, обновлено 02.04.2025
Перепечатка материалов сайта возможна только с разрешения администрации KiberSec.ru.